Составители: Бородина Татьяна Васильевна, Малышева Светлана Николаевна
В 1997 году в нашей музыкальной школе была открыта экспериментальная группа музыкального развития для четырёхлетних детей. Мы принимали в эту группу всех детей без исключения, стараясь в каждом ребёнке развить музыкальные способности, необходимые для дальнейшей успешной учёбы. В 2002 году была создана программа музыкального развития четырех-, пятилетних детей. Наряду с задачей общего музыкального развития, воспитания любви к музыке и музицированию, программа включает в себя определённый объём знаний и навыков. В процессе пения, движения под музыку дети осваивают ноты, музыкальную терминологию, знакомятся с различными длительностями, ритмическими рисунками, динамическими и темповыми оттенками и т.д. Обучение музыкальной грамоте способствует осознанному исполнению песен, ритмических упражнений, активизирует музыкальное развитие ребёнка.
Обучение детей с трёхлетнего возраста и увеличение курса обучения в группе раннего эстетического развития вызвало необходимость обновления, корректировки программы:
- внесены изменения в учебно-тематический план и содержание курса,
- добавлен новый раздел «Речевые упражнения».
Цели и задачи курса обучения в группе раннего эстетического развития – активизировать музыкальное воспитание дошкольников, научить осознанно воспринимать музыкальное произведение, выразительно петь и двигаться под музыку, пробудить творческую фантазию, воспитать музыкальный вкус.
Актуальность данной программы заключается в следующем:
1. Дети, начиная играть на музыкальных инструментах, значительно раньше знакомятся с различными ритмами, размерами, тональностями, чем на уроках сольфеджио. Три года подготовительного периода, раннее погружение ребёнка в музыку, нефорсированный процесс обучения позволяют полнее раскрыть творческий потенциал учащихся и к моменту обучения игре на инструменте выровнять программы, подготовить ребёнка к дальнейшему обучению в музыкальной школе.
2. Использовались рекомендации кандидата педагогических наук Т.В.Лобановой, изложенные в методической разработке «Музыкальные занятия детей с нарушениями в развитии речи», в речевых, двигательных упражнениях, играх.
3. Для детей, не посещающих детские сады, занятия в экспериментальной группе музыкальной школы, развивающие музыкальные и творческие способности, имеют особенно большое значение.
Программа группы раннего эстетического развития рассчитана на три года обучения. В программу последовательно включены темы, изучающие основные музыкальные понятия, музыкальные термины, освоение которых необходимо для понимания содержания музыкального произведения, его построения, основных средств музыкальной выразительности. Каждый урок – это комплекс, в котором сочетаются различные виды музыкальной деятельности: пение и основы музыкальной грамоты, ритмика, слушание музыки, творческие задания, музыкальные и пальчиковые игры, речевые упражнения. Программа построена по принципу постепенного усложнения материала, от различения регистров, динамических оттенков к осознанию звуковысотного строения мелодии, ладовой окраски, гармонических сочетаний. Изучение многих тем требует длительного освоения, систематического повторения и закрепления.