Составители: Бородина Татьяна Васильевна, Малышева Светлана Николаевна
Учебное пособие «Тетрадка - раскраска про ноты сказка» создано для занятий музыкой с детьми дошкольного возраста. Маленькие дети легко усваивают различные понятия, быстро запоминают ноты, длительности, если обучение длится на игровой основе, а также сопровождается яркими наглядными примерами.
Цель создания данной работы: обеспечить учебным пособием детей, обучающихся в группах раннего эстетического вития.
Основные задачи данного учебного пособия: создание заданий, упражнений, помогающих в интересной, доступной форме 4-5 летним детям усвоить музыкальную грамоту.
В тетради есть различные задания: выучить стишок, написать ноты, раскрасить рисунок, разгадать ребус, найти слово, включающее название ноты. Упражнения и задания, содержащиеся в учебном пособии, могут выполняться на уроке в классе и дома под руководством родителей.
Дети, начиная играть на музыкальных инструментах, значительно раньше знакомятся с различными элементами музыкальной грамоты, чем на уроках сольфеджио. Три года подготовительного периода, раннее погружение в музыку позволяют подготовить ребёнка к дальнейшему обучению в музыкальной школе. В этом заключается актуальность данного учебного пособия.
«Тетрадка - раскраска про ноты сказка» включает в себя следующие разделы:
1. 1. «Хлопай раз, хлопай два, к ритмам подбери слова». Этот раздел посвящён работе над ритмом, знакомству с длительностями, содержит упражнения на ритмизацию слов.
В работе над ритмом очень полезны речевые упражнения: ритмизация слов, имён, а позднее четверостиший. Речевые упражнения могут проводиться в различных голосовых регистрах, с различной силой звука (громко, тихо) и с различным строением (радостно, грустно, вопросительно, энергично, мягко и т.д.). После освоения простейших ритмических фигур в упражнениях детям нетрудно правильно исполнять ритм в прибаутках, в разучиваемых детских песенках, учебные прибаутки можно петь, отмечая ударом долю-пульс. Хорошую помощь в работе над ритмом оказывает изменение ритмослогов J - та, Л - ти-ти, J - та-а.
2. 2.раздел «Будем ноты изучать и в тетрадке их писать»
Небольшие стишки для разучивания помогают быстро запомнить расположение нот на нотном стане. Писать ноты в нотной тетради маленьким ученикам трудно, поэтому в нашей тетрадке расстояния между линейками широкие, и дети выполняют письменные задания в них.
3. 3. «Найди в словах ноты» (сказка-игра).
Рассматривая красочные картинки и слушая сказку, дети находят в словах названия нот и записывают их на нотном стане.
4. 4. «Музыкальную грамоту всем надо знать, чтобы правильно петь, без ошибок играть»
Этот раздел - теория музыки для малышей; содержит стихи на различные музыкальные понятия (звукоряд, гамма, знаки альтерации, паузы, размер, затакт, динамические оттенки, тоника, тоническое трезвучие). Даны примеры песен, попевок на опевание, движение по звукам тонического трезвучия, секвенционного развития. Разучивая короткие песенки, дети легко усваивают изучаемый теоретический материал.
5. 5. «Музыкантом стать хочу, интервалы изучу»
Этот раздел является первоначальным знакомством с интервалами. Интервал сравнивается со словом. Опираясь на слуховые ощущения детей, можно постепенно ознакомить их с интервалами при помощи песенок, попевок. Желательно, чтобы слуховые навыки сочетались с наглядностью. Песенки - картинки помогают детям легче и быстрее освоить интервалы не только на слух. Одновременно с образом даётся итальянское название интервала и его цифровое обозначение: «Дождик» - прима (1), «Ёжик» - секунда (2), «Белка» - терция (3), «Петушок» - кварта (4), «Пустая бочка» квиига (5), «Верблюд» - октава (8). Интервалы секста и септима в программу не включены, т.к. они сложны.
Учебное пособие «Тетрадка - раскраска про ноты сказка» создано как приложение к учебной программе по предмету «Музыка» для обучения детей дошкольного возраста в группах раннего эстетического развития в ДMШ и ДШИ.